НАТАЛЬЯ ЯНДИЕВА
НАТАЛЬЯ ЯНДИЕВА

Основные типы коммуникаций по Вирджинии Сатир

Рубрика знания
Следующие поведенческие паттерны были созданы известным семейным психотерапевтом Вирджинией Сатир. В своей книге «Сознание людей» Сатир идентифицирует четыре категории людей, которые используют дисфункциональные коммуникативные стили во время процесса общения. Каждая из категорий отличается своей позой, жестами, сопутствующими телесными ощущениями и синтаксисом. Особенно это хорошо проявляется в процессе терапии, когда клиент, излагая свою проблему, переходит из одной категории в другую или делая это различными частями тела, при этом совершенно не осознавая свою инконгруэнтность.

Для того чтобы лучше понять какие паттерны являются невротическими и дисфункциональными, давайте рассмотрим, что с точки зрения Вирджинии Сатир является здоровым типом коммуникации.
LEVELER

Конгруэнтный

Для конгруэнтного существует и Я, и ДРУГОЙ и КОНТЕКСТ
Его слова: всегда соответствуют тем чувствам, которые он испытывает. Но он выражает свои чувства грамотно. Если Вы плюёте ему в лицо, конгруэнтный говорит:
  • Меня очень огорчает и даже оскорбляет твоё поведение. Что с тобой?


Но он не говорит: «Ты хам и сволочь, как и вся твоя семья».

Его тело и поза:
Мышцы лица его расслаблены, а тело - раскрепощено. Конгруэнтный человек держится прямо, свободно и спокойно. В мимике участвуют все мышцы. Поза «открытая».

Его поведение: Поведение конгруэнтного основано на подлинности переживаемых им чувств. Он любит и смеётся - искренне. Поэтому он никогда не попадёт слишком надолго в ту компанию, где ему нужно будет притворяться весёлым и доброжелательным, когда хочется на самом деле произнести монолог Чацкого, плюнуть всем в лицо и затем хлопнуть дверью.

Он вызывает у людей: чувство доверия (ему сразу хочется доверять и довериться), чувство защищённости, покоя и уверенности - даже если ситуация сложнее некуда... Конгруэнтный ничего не «ожидает» к себе, он по-хорошему умён и опытен и поэтому готов к любым последствиям общения... Даже с диким тигром. Конгруэнтный открыт всему новому, относится к миру с любовью и доверием, но в то же время ему можно доверить возглавить поход детей с рюкзаками и палатками, так как он знает - какая трава - ядовитая, а какая тропа - опасная. И как об этом сказать детям веско, но так, чтобы не оторвалось ни одно ухо в процессе воспитания...
4 дисфункциональных типа коммуникаций
BLAMER

Обвинитель

Для обвинителя существует только Я, и отсутствуют ДРУГОЙ и КОНТЕКСТ
Характерно в состоянии стресса для визуалов.
Слова, выражающие несогласие:
  • Ты всегда все делаешь тяп-ляп. Что ты в конце концов такое собой представляешь?
Тело - осуждает, обвиняет, подавляет:
  • Здесь я командую!
  • Внутреннее ощущение — «Я заброшенный всеми неудачник»
Блэймер - человек, который всегда всем и всеми недоволен, диктатор и самодур. К людям он относится свысока. Все его поведение как бы говорит:
  • Если бы не ты - все было бы в порядке !
Внутренние ощущения: напряженность в мышцах и внутрен­них органов, давление, между тем, повышается. Голос жесткий, натянутый, часто громкий и пронзительный.

Чтобы изобразить Блэймера достаточно убедительно, следует вести себя как можно более шумно и трагично. Всех прерывайте, всем затыкайте рот.

Представляя себя в роли Блэймера, полезно видеть себя в об­разе человека, обвиняюще тыкающего указательным пальцем, все предложения которого начинаются со слов:
  • Ты никогда не делаешь этого, или всегда делаешь то..., или: почему ты всегда... или: почему ты никогда... и т.п.
Не ждите, когда ваш собеседник вам ответит, это не важно. Больше всего Блэймера интересует собственная значимость, больше, чем что-либо происходящее вокруг.

Заметили вы это или нет, но когда вы выступаете в роли Блэймера, дыхание ваше становится прерывистым и поверхност­ным или вообще зажимается, т.к. мышцы гортани и шеи чрезвы­чайно напряжены. Доводилось ли вам видеть настоящего пред­ставителя этой категории? Видеть, как его глаза буквально лезут на лоб, мышцы его напряжены, ноздри раздуваются, лицо багро­вое, а голос, как у кочегара в разгар работы.

Представьте себе, что вы стоите рукой в бок, а другая рука при этом вытянута вперед указательным пальцем повелительно уставленным вниз. Лицо очень искажено, губы кривятся, ноздри напряжены, - и все это под крики и вопли, ругань, претензии и брань, относящуюся ко всему, что только существует под солнцем.
PLACATER

Заискивающий / умоляющий

Для плакатера существует только ДРУГОЙ, и отсутствуют Я и КОНТЕКСТ
Характерно в состоянии стресса для кинестетиков.
Слова, выражающие согласие:
  • Чего бы вы ни хотели, все просто прекрасно. Я здесь за тем лишь, чтобы сделать вам при­ятное
Тело заискивает и успокаивает:
  • Я совершенно беспо­мощен
Внутреннее ощущение:
  • «Я ощущаю себя ничтожест­вом», «Без него я не живу, я ни на что не годна»
Плакатер всегда разговаривает обвораживающим тоном, ста­рается понравиться, все время извиняется, никогда не скажет о несогласии, о чем бы ни шла речь.

Это - соглашатель в полном смысле этого слова. Разговари­вает он так, будто сам он сделать ничего не может, и ему необхо­дима поддержка других, их одобрение. Позже вы заметите, что после пяти минут исполнения этой роли, у вас появляется чувст­во тошноты и позывы к рвоте.

Чтобы хорошо исполнить роль плакатера-заискивателя, по­лезно представить себе, что вы на самом деле ни на что не годи­тесь. Хорошо, что кушать вам позволяют. Вы во всем обязаны, отвечаете за все что где-то как-то не ладится. Вы знаете, что стоит вам пошевелить мозгами, и вы бы сумели даже прекратить дрожь, но где их взять, мозги-то.

Естественно, поэтому что любой упрек в ваш адрес вы считаете справедливым. Вы благодарны уже за то, что кто-то с вами разговаривает, не важно, что и как при этом говорится Вам и в голову не придет просить чего-то для себя самого. Кто вы, собственно такой, чтобы просить? Впрочем, если вы будете вести себя достойно и достаточно хорошо, все получится само собой.

Изобразите из себя как можно более методичного льстивого субъекта страдальческого вида. Представьте себя, стоящим на колене и слегка колеблющимся в этом положении. Рука вытянута вперед просительно, как у нищего. Вы смотрите снизу верх так, что шее больно, а глаза наливаются кровью. Через несколько минут такой позы вы почувствуете, что у вас начала болеть голо­ва.

Когда, находясь в таком положении, вы начинаете говорить, голосу вас звучит скуляще, временами переходит в писк, потому что, когда тело находится в такой приниженной позе, у вас нет возможности набрать достаточно воздуха, чтобы заговорить на­сыщенным богатым голосом. Независимо от действительных чувств и мыслей, вы на все будете отвечать: «Да».

Стойка плакатера - это поза, которая согласуется с заискивающей (плакатирующей) манерой реагирования.
COMPUTER

Компьютер / интеллектуал

Для компьютера существует только КОНТЕКСТ, и отсутствуют Я и ДРУГОЙ
Характерно в состоянии стресса для дигиталов.
Слова, слишком рассудительные и монотонные, не выражающие никаких эмоций:
  • Если внимательно пона­блюдать за тем, что вокруг, то у одного из присутствующих здесь можно было бы заметить руки со следами напряженного труда
Тело - вычисляет, рассчитывает:
  • Я спокоен, хладнокровен, собран
Внутреннее ощущение:
  • Я чувствую свою незащищен­ность
Компьютер чрезвычайно корректен, весьма рассудителен и, судя по виду, не испытывает никаких чувств. Он спокоен, хладнокровен и собран. Его можно сравнить с настоящей вычислительной машиной, или же со словарем.

Телесные ощущения - сухость во рту, хладнокровность и ра­зорванность. Может звучать сухой и монотонный голос. Слова употребляются абсолютно абстрактивные.

Исполняя роль компьютера, применяйте самые длинные из известных вам слов, даже если не уверены в том, что они значат. Речь ваша будет, по крайней мере, казаться умной. К тому же, минуту спустя все равно уже никто вас слушать не будет.

Чтобы по-настоящему почувствовать настроение, подходящее для этой роли, представьте себе, что в позвоночник вам вставлен длинный, тяжелый стальной стержень, пронзающий вас от ягодиц до осно­вания головы.

Представьте, кроме того, что тело ваше охвачено высоким стальным воротом. Старайтесь, чтобы все вокруг вас было как можно более неподвижным, в том числе и ваши губы. Вам трудно будет заставить не двигаться ваши руки, но все-таки попытайтесь.

Когда вы вычисляете, ваш голос, естественно, утрачивает вся­кое живое звучание, потому, что в черепной коробке у вас нет и подобия чувства. Сознание ваше тщательно следит за тем, чтобы не допускать движения, а сами вы все время заняты выбором подходящих слов.

Ведь вы не должны допускать ошибок. Особое сожаление возникает от того, что для многих эта роль является недостижимым идеалом:
  • «Употребляйте правильно слова, не высказывайте собственных чувств, храните неподвижность»
DISTRACTOR

Шут / Городской сумасшедший

Для дистрактера не существует ни Я, ни ДРУГОГО, ни КОНТЕКСТА
Характерно в состоянии стресса для Аудиала.
  • Слова - несущественны — бессмысленны.
  • Тело - нескладное, разбросанное в разные стороны.
  • Внутренне ощущение:
  • Никому до меня нет дела. Мне негде приткнуться
То, что говорит или делает дистрактер никак не относится с тем, что делает или говорит кто-либо другой. Он никогда не дает ответа, который бы имел отношение к поставленному вопросу.

Его внутреннее ощущение - легкая степень головокружения. Голос часто певучий, часто не в тон с произносимыми словами. Не будучи ни на чем сфокусирован, он повышается и понижа­ется без всякого повода.

Исполняя роль дистрактера, представьте себе, будто вы - ско­собоченный волчок, вращающийся и вращающийся без остано­вок, без цели и без представлений о том, куда и как попасть. Вы целиком заняты тем, чтобы заставить двигаться ваш рот, тело, руки и ноги. Добейтесь того, чтобы слова ваши уводили все время куда-нибудь в сторону. Не обращайте внимания на вопросы, с которыми к вам обращаются; можете вместо этого задать свой собственный, совершенно не относящийся к обсуждаемой теме. Снимите с чужого пиджака несуществующую пылинку. Развяжи­те шнурки ботинок и т.д.

Представьте себе, что тело ваше устремляется одновременно в разные стороны. Сдвиньте колени так, чтобы они стучали друг об друга. В итоге ягодицы у вас раздвинутся в стороны и вам будет легко ссутулиться и добиться того, чтобы руки и кисти рук раз­летались в разные стороны.

Сначала эта роль воспринимается как отдых, но через не­сколько минут возникает сильнейшее чувство одиночества и бес­цельности. Если вам удастся достичь достаточно высокой скорости движений, это будет не так заметно.

В качестве практического упражнения попытайтесь в течение минуты выдержать каждую из описанных физически стоек, и понаблюдайте затем, что с вами произойдет. Так как многие люди не привыкли чувствовать реакции собственного тела, поначалу вам может показаться, что вы настолько заняты мыслями, что ничего не чувствуете.

Не сдавайтесь, и скоро у вас возникнут ощущения, которые вы испытывали множество раз до этого. Ког­да вы вернетесь в привычную для вас позу, расслабитесь и смо­жете двигаться, вы почувствуете, как ваши внутренние ощущения соответственно изменяются.

Возможно, что все эти способы общения усваива­ются в раннем детстве. Отыскивая свой путь в сложном и часто угрожающем мире, окружающем его, ребенок применяет то или иное из этих средств общения. После достаточно большого числа употреблений он уже не способен отличить собственную реак­цию от чувства собственной ценности или от собственной лич­ности.

Пример применения любого из четырех вышеуказанных спо­собов реагирования образует еще одно кольцо в чувстве собст­венной незначительности, охватывающем индивида. В установке, господствующей в нашем обществе укрепляются описанные спо­собы общения, большая часть которых впитывается с молоком матери.

«Не навязывайся другим людям, недостойно и эгоистично выпрашивать различные вещи для себя самого», - помогают ук­репить заискивающе-умиротворяющую стойку Плакатера.

«Никому не позволяй командовать собой. Не будь хлюпи­ком!» - помогает закрепить стойку Бламера.

«Зачем такая серьезность? Живи весело! Всем все равно!» -помогают закрепить тип Дистрактера».

Каждая из поз может проявиться не столь очевидно. Жесты часто указывают на одну из поз. Указывающий палец или повернутая вверх рука могут обозначать обвинительную и заискивающую позу соответственно. Особенно в сочетании с ключевыми фразами:
«Вы всегда...», и «Я извиня­юсь...».

Эти жесты могут быть важными указателями на то, как человек относится к миру и к другим вокруг него. Обнаружение таких паттернов хорошо помогают психотерапевту получить раппорт с клиентами, а также понять, как люди «застревают» в переработке информации.

Наконец, вам предлагается дополнить это описание каждой из коммуникативных категорий, представленных в книге В. Сатир, синтаксическими корреляторами, которые, согласно наблюдениям, сопутствуют им:

Блэймер (обвинитель)

  • Употребление универсальных кванторов: все, каждый, лю­бой, всякий раз и т.д.
  • Употребление вопросов в отрицательной форме:"Почему вы не..?" "Как это вы не..?"
  • Семантическая неправильность типа «причина-следствие».

Плакатер (заискиватель)

  • Употребление ограничительных слов: если, только, даже и т.д.
  • Употребление сослагательного наклонения: мог бы, следовало бы.
  • Семантическая неправильность типа «чтение мыслей».

Компьютер

  • Опущение именных аргументов, обозначающих лицо, испы­тывающее тот или иной опыт, то есть подлежащего при активных глаголах, вроде: «Я вижу, как можно видеть».
  • или объекта глаголов, в которых именной аргумент в вид до­полнения обозначает лицо, испытывающее данный опыт, как например: «Беспокоит меня ——————> Х вызывает беспокойство»
  • Употребление имен без референтных индексов: это, люди, они и т.п.
  • Употребление номинанализаций.

Дистрактер
Эта категория, согласно нашему опыту, представляет собой быстрое чередование трех предыдущих. Таким образом, отличи­тельной чертой синтаксиса в данном случае является быстрое чередование синтаксических образов каждой из трех вышерассмотренных категорий. Кроме того, пациент, принадлежащий к этой категории, редко пользуется в своих ответах местоимения­ми, референтами которых являются части предложения и вопро­сы, произнесенные психотерапевтом.